О ликвидации, банкротстве фермерских хозяйств - Статьи - Минская Областная Ассоциация Крестьянских (Фермерских) хозяйств

О ликвидации, банкротстве фермерских хозяйств

 Несмотря на то, что в Минской области, по сравнению с другими областями республики, процесс ликвидации фермерских хозяйств в последнее время замедлился, устойчивая тенденция их сокращения сохраняется. С 1995 по 1.07. 2007 года количество фермерских хозяйств в области сократилось с 674 до 470. Причины прекращения деятельности фермерских хозяйств мы неоднократно анализировали. В данной краткой статье хотелось бы остановиться на самой процедуре ликвидации хозяйств, поскольку в ее ходе фермерам часто приходится сталкиваться с нарушениями со стороны органов управления и кредиторов. Часто фермеры попадают в трудное положение по причине недостаточного знания законодательства. Под нажимом они сами, без открытия процедуры банкротства, распродают свои основные средства: порой посредникам за бесценок, порой просто отдают их за неравноценные долги и т.д. Фермеры боятся процедуры банкротства. В то же время, грамотное ее проведение позволяет не только не потерять значительные суммы средств, но во многих случаях в конечном итоге и вовсе уйти от банкротства и восстановить платежеспособность.

Закон РБ «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» устанавливает ряд особенностей для проведения банкротства сельскохозяйственных организаций, в том числе фермерских хозяйств. При продаже объектов недвижимости, используемых в целях сельхозпроизводства, после открытия конкурсного производства в отношении сельхозорганизаций Законом предусмотрено преимущественное право на их приобретение в первую очередь крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и другими сельхозорганизациями, находящимися в местах расположения должника. Таким образом посредники и другие спекулятивные структуры как бы оттесняются.

Несмотря на то, что фермерские хозяйства относятся к сельскохозяйственным организациям, Закон устанавливает в отношении них некоторые особенности осуществления процедуры банкротства, что обусловлено их специфическим правовым статусом. При этом доминирующее значение имеет правовой режим имущества фермерского хозяйства, что прямо явствует из статьи 176 Закона. Эта статья обязывает фермерское хозяйство как при подаче в хозяйственный суд по поводу банкротства, так и при предоставлении отзыва должника на заявление кредитора, представлять сведения о составе и стоимости имущества фермерского хозяйства в целом, а также сведения о составе и стоимости имущества, принадлежащего каждому члену хозяйства на праве собственности в отдельности. Предоставляются сведения и об источниках, за счет которых было приобретено такое имущество членами фермерского хозяйства.

Перечень имущества фермерского хозяйства, за счет которого могут удовлетворяться требования кредиторов, указан в статье 179 Закона. В частности, сюда включается недвижимое имущество, находящееся в общей совместной собственности членов фермерского хозяйства, в том числе насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и иные сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь, созданные хозяйством унитарные предприятия и другое имущество, приобретенное для фермерского хозяйства на средства хозяйства и (или) общие средства его членов, а также имущественные права, принадлежащие фермерскому хозяйству и имеющие денежную оценку, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством не может быть обращено взыскание.

В отличие от общих правил осуществления процедур банкротства должника, статья 177 Закона представляет фермерскому хозяйству возможность в течение двух месяцев со дня принятия судом заявления о его банкротстве представить в хозяйственный суд план восстановления своей платежеспособности, в случае реализации которого хозяйственным судом может быть введена санация фермерского хозяйства независимо от решения собрания кредиторов об открытии ликвидационного производства. Также данная статья предоставляет право суду на основании заявления управляющего или кого-либо из кредиторов досрочно прекратить санацию фермерского хозяйства, если будет установлена невозможность продолжения деятельности этого хозяйства, либо будут отсутствовать основания для продолжения санации, что влечет в дальнейшем открытие ликвидационного производства.

Одной из особенностей банкротства фермерского хозяйства является то, что в качестве управляющего может быть назначено лицо, не имеющее лицензии на осуществление этой деятельности, в том числе и один из членов фермерского хозяйства. При необходимости такую роль может выполнять и представитель Ассоциации фермеров, кооператива или другой организации, особенно это целесообразно когда члены фермерского хозяйства имеют слабые знания по существующему законодательству, бухучету, налогам и т.д.

В соответствии со статьей 180 Закона реализация недвижимого имущества фермерского хозяйства может осуществляться только по конкурсу, обязательным условием которого является сохранение целевого сельскохозяйственного назначения реализуемого имущества. Указанное условие конкурса относится как к отчуждению земельных участков, так и к реализации техники и оборудования.

Н.Д. Ковалев

Размещено: 13.04.2012